Правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования, согласно которому выпускники вузов станут бакалаврами, магистрами и специалистами. Документ может вступить в силу с 1 сентября 2007 года. Это первый и самый главный, по мнению чиновников, шаг для России, которая в 2010 году должна стать полноценной участницей Болонского процесса. Напомним, в 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую конвенцию - своеобразное соглашение о том, что вузовские дипломы признаются во всех странах-участницах. Россия ратифицировала документ в 2003 году. - Бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных уровней высшего образования с отдельными Госстандартами и итоговой аттестацией, - сообщил на заседании правительства глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко. - По ее итогам выпускникам вузов присваиваются соответствующие квалификации (степени): степень бакалавра, степень магистра, квалификация специалиста. Кстати, возникает вопрос: если система названа двухуровневой, то как в нее вписывается квалификация "специалист", которой нет в европейских странах? Ответ прост: право выдавать диплом "специалиста" отстояли, прямо скажем, в нелегкой борьбе, ректоры медицинских, технических и военных вузов, доказав, что российская система подготовки кадров для этих отраслей должна быть непрерывной и продолжаться отнюдь не 4 года, как предусматривается бакалавриатом. С нового учебного года абитуриенты должны будут уже в выпускном классе продумать свой дальнейший путь. Те, кто учится в обычных школах и оканчивает 11 классов, будут поступать "на бакалавра" и учиться 4 года. Дальше, словно "витязю на распутье", придется выбрать: либо идти работать с полноценным дипломом о высшем образовании и квалификацией бакалавра, либо выбирать в рамках своей специальности более узкий профиль и "идти в магистры" еще на два года. Те ребята, которые оканчивают не обычные школы, а, например, лицеи, колледжи или 12-летки, будут учиться на бакалавра не 4, а 3 года. Что нового ждет абитуриентов с введением двухуровневой системы высшего образования? Собственно, никакой дополнительной мороки с вступительным экзаменами им не прибавится: на бакалавров, как и на специалистов, будут поступать по результатам единого госэкзамена или по результатам олимпиад. Тем, кто после бакалавриата решит продолжить учебу в магистратуре, предстоит сдавать два экзамена - по профильным предметам. Но переход на двухуровневую систему высшего образования - не просто дань Европе, которая требует этого для стран - участниц Болонского процесса. Введение двухуровневой системы, по мнению министра Фурсенко, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, существенно расширить участие работодателей в финансировании подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени - магистратуре. Более того, с дипломами бакалавров и магистров наши ребята смогут без проблем продолжать поступать в европейские вузы, устраиваться на работу в западные компании. Есть и другая важная причина, по которой министерство с таким энтузиазмом продвигало законопроект о бакалаврах и магистрах. Сегодня большинство выпускников вузов не востребовано на рынке труда, их уровень подготовки слабо соответствует тому, что должен уметь современный офисный или производственный служащий.
|