Около 40% слушателей экономической магистратуры – это “технари” и “гуманитарии”. На вопросы Begin Group отвечает Ольга Сагинова, директор магистратуры Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Ольга Витальевна, расскажите, пожалуйста, о том, что такое магистратура и почему российское образование переходит к двухступенчатой модели высшего образования? Magistr – это латинское слово, которое можно перевести как "наставник", "учитель", "руководитель". В Древнем Риме "магистром" называли важное должностное лицо, в Византии "магистр" – это высший титул служебной знати. А в Средние века магистрами называли студентов, достигших высших результатов в науках. Постепенно магистрами стали называть выпускников и студентов программ высшего образования самого высокого уровня. В США наибольшее распространение получили магистерские программы по деловому администрированию (Master of Business Administration – МВА), которые готовили людей, уже имеющих степень бакалавра и опыт управленческой работы, к деятельности на средних и высших руководящих должностях. В России ученая степень магистра была введена императорским указом в 1803 году. Лица, получившие эту степень, имели право заведовать кафедрой. В 1917 году Декретом Совнаркома РСФСР ученые степени (магистр, доктор наук) ликвидированы, а в 1934 году ученые степени (кандидат, доктор наук) восстановлены. В 1993 году восстановлена степень магистра наук. Поэтому неправильно было бы утверждать, что этот вид образования пришел в Россию с Запада. В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 10 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования. Магистратуру правильно считать завершающим этапом первого высшего образования или дополнительным образованием? Вначале в России магистерские программы воспринимались исключительно как научно-исследовательские, готовящие слушателей к преподавательской или научной карьере. Это существенно ограничивало область использования таких программ и снижало их востребованность. Да и по сути это не совсем верно. Магистерские программы действительно должны иметь сильный исследовательский компонент, но в смысле обучения студентов навыкам сбора, анализа и использования информации для принятия решений. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности. Сейчас магистерские программы по направлению "Экономика" и "Менеджмент" дают возможность не только углубить знания в области экономики, коммерции или менеджмента, но и получить экономическое и управленческое образование выпускникам технических вузов, окончившим программы дипломированного специалиста. А что сегодня думают по этому поводу российские работодатели? Спрос на магистерские программы быстро растет. Рынок труда России еще не полностью воспринял диплом бакалавра в качестве полновесного диплома о высшем образовании. И работодатели, и потребители образовательных услуг стремятся получить в их представлении "полновесное" высшее образование, т.е. образование на магистерском уровне. Как соотносится магистратура и второе высшее образование? Магистерские программы постепенно вытесняют с рынка так называемое “второе высшее образование”. Магистратура – новый и более высокий уровень высшего образования. Программа построена не на перезачете когда-то пройденных в вузе иного профиля дисциплин, а на аккумулировании и переносе имеющихся знаний и навыков на новую предметную область и новый уровень. Например, знание математики учим применять в экономических дисциплинах, языки – чтобы слушать лекции приглашенных профессоров из-за рубежа. Кто идет учиться в магистратуру: насколько велик процент людей, которые не имеют базового экономического образования? В магистратуру приходят около 40% людей с неэкономическим образованием. Они, как правило, работают на управленческих должностях и нуждаются в специальных знаниях по маркетингу, финансам, бухучету и другим экономическим дисциплинам. Надо сказать, что экономическое образование в дополнение к техническому необходимо для работы аналитиками или менеджерами в высокотехнологичных областях экономики. Насколько трудно, с Вашей точки зрения, приходится учащимся, не имеющим базового экономического образования, в ходе освоения учебной программы магистратуры? Есть ли свои особенности у "гуманитариев" и "технарей"? Трудности несомненны, гуманитариям труднее даются количественные методы анализа, статистика, финансовый анализ, мы для этого организуем дополнительные занятия, а также подготовительные курсы к поступлению в магистратуру. Технарям нужно больше дать маркетинга и менеджмента, поведенческих дисциплин, а также макро- и микроэкономики. Действительно ли сегодня существует проблема "перепроизводства" экономистов? Смотря каких: если некоего “среднего” уровня, знающих об экономике вообще, но не имеющих глубокой специализации, – то да. Общий управленческий уровень нужен руководителям, людям с опытом как работы и принятия решений, так и жизненным опытом вообще. Такое образование дают программы МВА. Если на них идти без опыта работы лет в 20–22, пользы от такого образования будет мало. Магистерские программы – это специализация, углубление знаний в определенной области, таких специалистов пока требуется много почти в каждой области. Сколько стоит обучение в магистратуре? Существуют ли специальные программы кредитования? Обучение в текущем году в нашем вузе стоит 180 тысяч рублей в год. Есть система образовательного кредита, пользуются ей 10–12% студентов, но число это растет каждый год. Наши студенты посчитали, что использование такого кредита с учетом инфляции выгодней, чем вложение собственных средств. Оказывает ли магистратура помощь в трудоустройстве своих выпускников? Наша помощь выражается в организации контактов с работодателями. Они проходят в виде гостевых лекций, презентаций компаний, исследовательских проектов, выполняемых студентами магистратуры для конкретных работодателей. Эти контакты, как правило, выливаются в трудоустройство заинтересованных магистрантов. Кстати, исследования, проведенные магистратурой в 2006 году, показали, что более 70% выпускников получили повышение по службе, поэтому можно говорить, что диплом магистра способствует карьерному росту.
|